МКОУ "Вихоревская СОШ №1"
Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка
  • Повышение квалификации

    В соответствии  с  пунктом 7 Федерального закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

    В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта, педагоги обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года (подпункт 2 пункта 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ). Учитель имеет право повышать квалификацию и чаще, однако периодичность в течение трёх лет устанавливает школа.

    Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности.

    Повышение квалификации 

    Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:

    Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса. Форма организованного стороннего профессионального обучения. При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:

    Стажировки;

    Краткосрочных курсов – до 72 часов;

    Долгосрочных курсов – свыше 72 часов;

    Дистанционных курсов, удаленного обучения;

    Накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).

    Стажировка носит практическую направленность. Она предполагает получение навыков применения теоретических знаний в определенных видах и направлениях деятельности, использования отечественного и мирового передового опыта, чтобы получить навыки работы по занимаемой должности. Продолжительность прохождения стажировки определяется организацией в зависимости от должности и целевого назначения обучения. Кроме того, стажировка может происходить при необходимости профессиональной переподготовки кадров. Это осуществляется при необходимости получения новой квалификации работником, знаний в другой области деятельности.

    Различные курсы повышения квалификации нацелены на обучение по специализированным программам. Они могут быть разной временной продолжительности в зависимости от объема материала, предметной области, тематики и целей обучения.

    Дистанционное обучение проводится организацией при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.

    Накопительная система обучения состоит из комплекса учебных программ, которые выбираются работником самостоятельно по конкретному направлению повышения квалификации. Работник обязательно должен включить в состав своей программы обучения вариативный и два инвариативных раздела. Они включают в себя программы обучения, содержащие информацию о фундаментальных проблемах развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также информацию, касающуюся непосредственно глобальных проблем конкретного дисциплинарного направления обучения.

    Документы, которые подтверждают прохождение обучения

    Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

    • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
    • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

    Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

    • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
    • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
    • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

    Виды и формы повышения квалификации

    Повышение квалификации подразделяется на три вида:

    • Краткосрочное повышение квалификации;
    • Проведение тематических семинаров;
    • Длительное повышение квалификации.

    Методы внешнего повышения квалификации

    К методам внешнего повышения квалификации относятся:

    • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
    • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
    • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
    • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
    • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
    • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
    • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
    • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

    Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

    Методы внутрифирменного повышения квалификации

    К методам обучения на рабочем месте относятся:

    • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
    • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
    • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
    • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
    • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
    • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
    • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
    • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

    Курсы повышения квалификации

    Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

    На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

    Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

    Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

    Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

    • состав преподавателей;
    • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
    • стоимость курсов;
    • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

    Ответственный за организацию дополнительного проф образования Повышения квалификации

    Мубарякова Наталья Витальевна.
    Мубарякова Наталья Витальевна
    Заместитель директора по УВР
    Телефон:
    8 (3953) 49-72-80
    Часы приема:
    Пн–пт 10:00–13:00

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике